Почему важно выявить нарушения зрения у школьников на начальном этапе

Зрительная система является органом чувств, который передает нам 70% информации об окружающем нас мире. Наша зрительная система функционирует весь период нашего бодрствования и при этом никогда не находится в состоянии даже относительного зрительного покоя. Глаза ребенка являются органом, который продолжает развиваться и совершенствоваться. И этот процесс продолжается до возраста 18 лет. Однако современные зрительные нагрузки детей кратно превышают зрительные нагрузки их родителей. Современная школьная программа за весь период обучения в средней школе предполагает около 10000 тысяч часов зрительной нагрузки. Добавим сюда тысячи часов, затрачиваемых для выполнения домашнего задания. Любой ребенок не лишен соблазна просмотра десятков каналов телевидения, бесконтрольного нахождения в интернете и пользования мобильными средствами коммуникации.

По данным ВОЗ патология зрительной системы имеет место, по крайней мере, у 20% детей школьного возраста. И эта статистика ежегодно неуклонно растет. Заболеваемость органа зрения занимает лидирующее место у школьников наряду с патологией опорно-двигательного аппарата. Любое заболевание проходит так называемый функциональный этап развития, который является своеобразной гранью между нормой и патологией.

Своевременное выявление функциональных проблем, их профилактика и устранение является основным этапом снижения уровня заболеваемости.

Проведение дистантного скринингового тестирования зрения

Скрининг предназначен для первичного тестирования групп клинически бессимптомных лиц с целью выявления случаев заболевания. Скрининг должен удовлетворять следующим условиям: тестирование должно проводиться максимально быстро, максимально полно охватывать тестируемую группу и требовать минимального финансирования.

svidetelstvoРабочей группой Новосибирского филиала ФГАУ НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Фёдорова» Минздрава России создана программа для ЭВМ, получившая регистрацию в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам: Программа для дистантного скринингового обследования зрения (ДВС).

Программа расположена на сервере МНТК. Для авторизации каждой школе присваивается логин и пароль.

Ответственные за проведение тестирования предварительно собирают «Согласие на обработку персональных данных» и «Согласие на тестирование» от родителей (законных представителей) учеников. Без согласия родителей проведение тестирования недопустимо.

В зависимости от количества проводимых тестов тестирование занимает от 4 до 8 минут. Таким образом, за один академический урок возможно проведение скринингового тестирования зрения всем ученикам среднестатистического по наполнению класса общеобразовательной школы (30-40 человек). Тестирование желательно проводить всем учащимся без исключения.

Скрининг является персонализированным. Уже на этапе опроса устанавливается факт нарушения зрительных функций.

Программа позволяет провести в интерактивном режиме четыре вида оптометрического и офтальмологического тестирования:

  1. Исследование остроты зрения: применяется таблица оптометрических оптотипов Ландольта, которые считаются наиболее достоверными при исследовании этой функции центрального зрения.
    Количество оптотипов, предъявляемых пациенту и количество допустимых ошибок, строго соответствует мировому стандарту при исследовании остроты зрения в офтальмологическом кабинете;

  2. Определение состояния рефракции школьника на момент проведения тестирования, ее сдвиг в сторону гиперметропии или миопии – дуохромный тест: близорукий человек видит более четкими оптотипы, расположенные на красном фоне, а дальнозоркий – на зеленом. Тест является значимым – контроль рефракции на фоне школьной зрительной нагрузки позволяет судить о функциональной готовности к ней ребенка.
    Последующее полное контрольное офтальмологическое обследование в ряде случаев не подтвердило наличие у школьника близорукости, но выявленное при скрининге зрительное перенапряжение позволяет судить о высоком риске возникновении миопии;

  3. Тест Амслера позволяет косвенно выявить или исключить патологию макулярной зоны – участка сетчатки, ответственного за состояние центрального зрения;

  4. Тест «лучистая фигура» позволяет выявить астигматизм путем субъективной оценки четкости видения разнонаправленных отрезков лучистой фигуры. Если оптика физиологически относительно симметрична, то обследуемый не будет указывать на эти различия.

По завершению тестирования результаты автоматически заносятся в базу данных и хранятся в ней персонализировано. Особенности введения паспортных данных тестируемых позволяют контролировать результаты скрининга вне зависимости от того, продолжает ли ребенок обучаться в этой школе или другой после смены места жительства.

По завершению скринингового тестирования проводится анализ результатов и руководство учебных заведений получает рекомендации для родителей учеников.

Скрининг ни в коей мере не заменяет необходимости постановки диагноза профессиональным офтальмологом. Но он позволяет выявить нарушения зрения у школьников на начальном этапе и вовремя обратиться за консультацией к врачу.

Программа скринингового тестирования зрения школьников показала свою эффективность. За период 2008-2020 гг. было проведено более 160000 скрининговых обследований учеников в 309 школах г. Новосибирска и Новосибирской области. Выявлено ухудшение зрения у 85809 школьников, что составляет 53,6%. А всего за это время было проведено свыше 193000 скрининговых обследований учеников в 482 школах в различных регионах Российской Федерации и выявлено ухудшение зрения у более, чем 51,5% школьников.